Главная  /  Личный состав  /  Матусевич Ефим Михайлович

Матусевич Ефим Михайлович

Линкор "Новороссийск"
Подразделение:

ЭТД

Должность:

командир дивизиона

Звание:

инженер-капитан 3 ранга

Погиб
Одесская обл., Николаевский р-н, с. Андреево-Ивановка.
Родился 13.06.1923 года
Похоронен на Братском кладбище.
Награжден орденом Мужества.
 
Участник боевых действий ВОВ с июня 1941 по октябрь 1943 г.  Окончил ВВМИУ в 1948 г. Назначен командиром группы ЭТД на линкор «Севастополь». С марта 1951 г. командир ЭТД линкора «Новороссийск».
Погиб на боевом посту.
По словам сослуживцев, Матусевич мог перейти из ПЭЖ только в 1-е котельное отделение, связь с которым прекратилась 31.10.1955 г. в 19ч. 30 мин. (через 63 часа15 минут после опрокидывания) Вся его семья была зверски сожжена фашистами во время оккупации - мать, отец, младшие сестра и брат. Он узнал об этом лишь посе освобождения Одессы. Письмо от 04.07.13:
Ув. Ирина Ефимовнв!
Мне удалось узнать, что гибель мирных жителей в районе Бернадовки имела место  18 февраля 1942 года.
Тогда погибло 483 человека.
Не исключено. что были и другие даты гибели мирных жителей в том же районе, однако пока документального подтверждения этих предложений мною не обнаружено.
с ув. Игорь Комаровский"
 
16-я школа, 4-й класс. Ефим в первом ряду в белых тапочках, Ольга крайняя справа во втором ряду.
 
1940-й год. Ефим с семьей. Мама, папа, сестра и брат будут сожжены немцами в феврале 1942 года.
 
1940-й год. Военно-морская спецшкола
17.11.1941 Станция Пролетарская 81-я отдельная морская бригада. Шура Корчак, Витя Старушенко
 
1942-й год. Сумгаит.
 
1943-й год.
 
Ольга Васильевна Матусевич
 
 
 
 
 
Июнь 1942 года
 
 

Матусевич Ефим Михайлович

                                                           13.06.1923 – 29.10.1955

             Мой отец, Ефим Михайлович (Мейерович) Матусевич родился в г. Андреево-Ивановка Одесской области. Затем семья переехала в Одессу на Слободку. В 1939 году он окончил 9 классов 98-й школы и поступил 10-й класс Одесской военно-морской спецшколы, которую окончил с отличием. В июне 1941 года он поступил в  ВВМУ им. П. С. Нахимова в Севастополе. В конце июля 1941 года вместе с училищем переехал в Ростов-на-Дону, откуда ушел на фронт добровольцем. Из курсантов училища был сформирован Шестой морской полк, который в Ростове перебрасывали с одного участка обороны на другой, туда, где складывалась наиболее тяжелая обстановка.

В ноябре 1941 г ему присвоено звание старшины 1 статьи, он назначен командиром стрелкового отделения 81-й Отдельной морской стрелковой бригады. 9 марта 1942 года ранен  в бою на Миус-реке.

После излечения в апреле 1942 года направлен в г. Баку и зачислен курсантом ускоренного курса ВВМИУ  им. Дзержинского.

            В августе 1942 года с ротой курсантов был откомандирован в 34-ю отдельную стрелковую бригаду, в составе которой в качестве командира взвода участвовал в обороне Владикавказа и в зимнем наступательном марше от Владикавказа до Таманского полуострова.

                На месте этого сражения в степи в память о мужестве и героизме черноморских моряков  установили памятник в виде огромного якоря. Также далеко от моря, в осетинском селении Майрамадаг, что у входа в Суарское ущелье, на братской могиле воздвигнут гранитный обелиск с бронзовыми якорями и военно-морским флагом в память о драматических событиях,  которые происходили здесь с 4 по 12 ноября 1942 года. Через Суарское ущелье шириной 3 км немцы пытались прорваться в Орджоникидзе, освободить свою группировку, окруженную в Гизеле и выйти на Военно-грузинскую дорогу. Но им оказал упорное сопротивление и не пропустил батальон автоматчиков 34-й отдельной морской бригады, сформированной из курсантов. В книге маршала Советского Союза А. А. Гречко «Битва за Кавказ» написано: «Немцы бросили на Майрамадаг 2-ю Румынскую горно-стрелковую дивизию и немецкий полк «Бранденбург». Их поддерживала артиллерия, авиация и до 60 танков. Силы были явно не равны – десять гитлеровцев против одного советского бойца».

У курсантов, которые были окружены, не было ни артиллерии, ни танков, не было даже окопов и бутылок с зажигательной смесью. Подробно об этом сражении, которое вошло в летопись Великой отечественной войны, написано в брошюре А.А. Маковского «Герои Суарского ущелья».

             «Центральным зданием в Майрамадаге было одноэтажное единственное каменное здание школы. Группе автоматчиков под командованием старшины роты Ефима Матусевича было дано задание задержать танки. К концу второго дня обороны в школе возник пожар, рушились потолки, закончились боеприпасы. Был получен приказ прекратить оборону школы. Матусевич поставил на автомат последний диск и прикрыл отход своих автоматчиков. На месте боя осталось более 20 немецких солдат и 3 подбитых танка. Героическая оборона Майрамадага продолжалась до 12 ноября до подхода нашей регулярной армии. Более тысячи вражеских солдат и офицеров нашли тут свою смерть, но пройти в Суарское ущелье не смогли».

                 В книге «Участие и роль евреев СССР в войне против нацизма», изданной в Тель-Авиве в 1982 году (том 1, издание второе) на 377-378 и 379 страницах описывается Нальчинская оборонительная операция, помещена фотография Ефима Матусевича и семь раз упоминается его фамилия.

Летом 1943 года в составе 383 Стрелковой дивизии командиром взвода автоматчиков участвовал в боях на «голубой линии» немцев. Здесь получил второе ранение и на поле боя был награжден орденом «Красная Звезда».

Был также награжден двумя медалями «За боевые заслуги», медалями  «За оборону Кавказа», «За победу над Германией». 21.07.1999 г.  награжден орденом Мужества (посмертно). На фронте за боевые заслуги ему было присвоено звание младшего лейтенанта

Пока он сражался на фронтах, его семья, отец, мать, младшие сестра (1932 года рожд.) и брат (1938 года рожд.) остались в Одессе, в гетто. В феврале 1942 года всех их сожгли немцы в селе Бернадовка.

            В октябре 1943 года зачислен на 1 курс ВВМИОЛУ им. Дзержинского, которое окончил с отличием в октябре 1948 года.

После окончания  с отличием училища был направлен на Черноморский флот в Севастополь.

23.11.1948 г. – март 1951 г. Командир ЭТГ линкора «Севастополь»

март 1951 г. – 29.10.1955 г. Командир ЭТД линкора «Новороссийск»

            29 октября 1955 года в 1 час 30 минут произошел взрыв в носовой части линкора «Новороссийск». В 4 часа 15 минут линкор опрокинулся. Эта катастрофа оказалась самой большой по количеству жертв в истории Военно-морского флота СССР. Инженер-капитан 3 ранга Матусевич, врио командира БЧ-5, вместе с другими офицерами руководил борьбой за живучесть и погиб на боевом посту. Они сделали все, что могли: дали свет на корабле, организовали борьбу за живучесть личным составом БЧ-5, выровняли крен на правый борт. Но не знали они о роковых для корабля командах – разворачивать корму линкора влево. Возник крен на левый борт. Линкор кренился и терял устойчивость. Матусевич предчувствовал агонию корабля и решил разделить его участь.

            Правительственная комиссия так охарактеризовала действия офицеров корабля по борьбе за живучесть: «они умело и самоотверженно вели борьбу с водой, хорошо знали свое дело, проявили инициативу, показывали образцы мужества и героизма. Однако все это обесценено неквалифицированным и нерешительным руководством». 

                               Через 45 лет мы получили  письмо из Америки от командира аварийной партии крейсера «Фрунзе» Крайтермана З. С., в котором он пишет о своей последней встрече с Матусевичем за 15 – 20 минут до гибели линкора «Новороссийск»: «Ефим Михайлович сказал мне, чтобы мы поднимались наверх. Он был исключительно спокоен и собран. Поблагодарил матросов и старшин за службу. Затем мы отошли на несколько шагов от строя, обнялись, и он сказал: «Ну, я пошел. Прощай. Постарайся как можно быстрей снять своих людей с корабля. Сделать уже ничего нельзя». Он повернулся и твердо пошел в сторону боевой рубки. Я смотрел ему вслед. В его походке не было сомнений, он выполнял свой долг до конца»

                         После опрокидывания линкора Матусевич мог перейти только в первое машинное отделение. Водолазы, проникшие в ПЭЖ 4 – 5 ноября, обнаружили там труп только одного матроса. Связь с группой из пяти человек поддерживалась до 19 часов 30 минут 31 октября (63 часа 15 минут после опрокидывания).  Работы по установке камеры для входа были закончены в 18 часов 30 минут 1 ноября. Дважды опускались водолазы внутрь корабля, но никого в живых в машинном отделении не обнаружили.

            Эдгар По пишет: «Погребение заживо – несомненно, чудовищнее всех ужасов, какие выпадали  на долю смертного».

             Мой отец прожил всего 32 года, но остался в памяти многих. Он многое не успел, не реализовал себя. К сожалению, в этой жизни мы с ним разминулись. Я родилась 1 июня 1955 года, моей старшей сестре повезло больше, ей было 4 года, она помнит отца. Но все эти годы наш отец был с нами благодаря нашей маме. Вся ее жизнь – это подвиг верности и памяти любимого человека. Память – это большой труд. Благодаря нашей маме – Ольге Васильевне Матусевич – наш отец всегда был с нами, учил и воспитывал нас. Благодаря ей он и экипаж линкора «Новороссийск» не забыты.

http://odesskiy.com/m/matusevich-efim-mihajlovich.html

https://www.sevastopol.kp.ru/daily/2171201/4312173/

 


Матусевич  Ефим  Михайлович инженер-капитан 3 ранга
x

Нашли ошибку?

Если вы нашли на сайте ошибку/опечатку, или хотите дополнить список моряков или сайт какой-либо информацией, пожалуйста заполните указанную форму:


 
заполняйте все поля, пожалуйста