Подъем линкора в Севастопольской бухте
29 октября 1955 года на линкоре «Новороссийск» случилась беда во время стоянки у пирса. Часть экипажа сошла на берег, на борту осталось 1600 человек. Около 01:00 ночи всех разбудил мощный толчок, встряхнувший весь корабль, вызванный взрывом в его носовой части. С соседних крейсеров была замечена световая вспышка.
В результате взрыва на борту линкора "Новороссийск" вышла из строя электростанция и была разрушена носовая группа дизель-генераторов, соответственно стала непригодной громкоговорящая связь. Началось быстрое поступление воды на борт, с которым самоотверженно боролся личный состав боевых постов и корабельных аварийных расчетов. Дифферент на нос продолжал нарастать. Вода все дальше распространялась по палубе корабля, несмотря на все усилия экипажа. И когда крен достиг 20 градусов, морское судно стремительно повалилось на левый борт и опрокинулось вверх килем. Над водой осталась кормовая часть днища длиной около 110 метров. Это произошло через 2 часа 44 минуты после взрыва.
Стоящий на бочке корабль решили оттаскивать буксирами, естественно сделать этого не удалось. К линкору подошли спасательные катера, но на них сошла лишь небольшая часть экипажа.
К утру 30 октября линкор «Новороссийск» затонул, оставшиеся внутри корабля матросы отчаянно стучали металлическими предметами по бортам, подавая о себе весть. Водолазы перестали слышать их стуки только 1 ноября. В последние минуты перед гибелью линкора «Новороссийск» было слышно, как находившиеся внутри пели «Варяг». Так закончилась трагедия, унесшая 618 жизнь советских моряков.
К утру 30 октября линкор «Новороссийск» затонул, оставшиеся внутри корабля матросы отчаянно стучали металлическими предметами по бортам, подавая о себе весть. Водолазы перестали слышать их стуки только 1 ноября. В последние минуты перед гибелью линкора «Новороссийск» было слышно, как находившиеся внутри пели «Варяг». Так закончилась трагедия, унесшая 618 жизнь советских моряков.
4 мая 1957 г. в Севастопольской бухте был поднят, затонувший в результате взрыва 29 октября 1955 г. линкор " Новороссийск"."Подготовка к подъему была полностью завершена к концу апреля 1957 года. Генеральную продувку начали с утра 4 мая и в тот же день завершили подъем. Весть о предстоящем всплытии линкора разнеслась по всему Севастополю, и. несмотря на сильный дождь, все берега бухты и близлежащие холмы были усеяны людьми.Носовая оконечность медленно всплыла после начала генеральной продувки (частичная продувка осуществлялась уже с 30 апреля), а корма — ещe через час. Всплытие ее было бурным вследствие интенсификации продувки, вызванной желанием завершить подъем в присутствии командующего Черноморским флотом адмирала В.А.Касатонова. При продувке одновременно использовались 24 компрессора общей производительностью 120—150 м3 свободного воздуха в минуту). Днище линкора поднялось над водой примерно на 4 м."(Н.П.Муру. "Линейный корабль Новороссийск (уроки трагедии)"
4 мая 1957
4 мая 1957
4 мая 1957
Экспедиция особого назначения
Вид на пробоину с правого борта. Обшивка загнута внутрь корпуса. На днище Э.Е.Лейбович - с конца 1957 г. командир ЭОН
Май 1957 г. Носовая часть днища
Корма всплыла. На заднем плане компрессорная станция
28.05.57г. В 4 часа начался вывод линкора (7 миль за 12 часов). В 16ч.24 м его посадили на грунт в Казачьей бухте. Прохождение бонов
Поднятый линкор положен на грунт в Казачьей бухте. Рефулер намывает песок под борта линкора
Буксировка
Крайний справа Филипенко В.В., Яковлева Александра Антоновича на фото нет
Н.П.Чикер, В.Г.Власов, Н.П.Муру
Казачья
Казачья
слева направо - Фельд Эдуард Васильевич, я, Матющенко Генадий, нижний ряд – Коган Борис, Сорокващин Алексей Егорович – капитан в/2 20295, Харичев Алексей.
мичман Анжеуров Иван Максимович и подполковник Майданский – зам. командира в/2 20295 (экспедиция особого назначения – 35 ЭОН-35)
модель л-ра "Новороссийск", поднятая в 1957г.
Части поднятого линкора. Хорошо видны надписи на итальянском.
Итальянские таблички с поднятого линкора
Итальянские детали линкора
Табличка с орудийной башни линкора (хранится в музее Михайловской батареи
Самодельный памятный знак
Вернуться