Главная  /  Фотогалерея  /  Линкор "Новороссийск"  /  Подъем линкора в Севастопольской бухте

Подъем линкора в Севастопольской бухте

29 октября 1955 года на линкоре «Новороссийск» случилась беда во время стоянки у пирса. Часть экипажа сошла на берег, на борту осталось 1600 человек. Около 01:00 ночи всех разбудил мощный толчок, встряхнувший весь корабль, вызванный взрывом в его носовой части. С соседних крейсеров была замечена световая вспышка.
В результате взрыва на борту линкора "Новороссийск" вышла из строя электростанция и была разрушена носовая группа дизель-генераторов, соответственно стала непригодной громкоговорящая связь. Началось быстрое поступление воды на борт, с которым самоотверженно боролся личный состав боевых постов и корабельных аварийных расчетов. Дифферент на нос продолжал нарастать. Вода все дальше распространялась по палубе корабля, несмотря на все усилия экипажа. И когда крен достиг 20 градусов, морское судно стремительно повалилось на левый борт и опрокинулось вверх килем. Над водой осталась кормовая часть днища длиной около 110 метров. Это произошло через 2 часа 44 минуты  после взрыва.
Стоящий на бочке корабль решили оттаскивать буксирами, естественно сделать этого не удалось. К линкору подошли спасательные катера, но на них сошла лишь небольшая часть экипажа.
К утру 30 октября линкор «Новороссийск» затонул, оставшиеся внутри корабля матросы отчаянно стучали металлическими предметами по бортам, подавая о себе весть. Водолазы перестали слышать их стуки только 1 ноября. В последние минуты перед гибелью линкора «Новороссийск» было слышно, как находившиеся внутри пели «Варяг». Так закончилась трагедия, унесшая 618 жизнь советских моряков.
 
4 мая 1957 г. в Севастопольской бухте был поднят, затонувший в результате взрыва 29 октября 1955 г. линкор " Новороссийск"."Подготовка к подъему была полностью завершена к концу апреля 1957 года. Генеральную продувку начали с утра 4 мая и в тот же день завершили подъем. Весть о предстоящем всплытии линкора разнеслась по всему Севастополю, и. несмотря на сильный дождь, все берега бухты и близлежащие холмы были усеяны людьми.Носовая оконечность медленно всплыла после начала генеральной продувки (частичная продувка осуществлялась уже с 30 апреля), а корма — ещe через час. Всплытие ее было бурным вследствие интенсификации продувки, вызванной желанием завершить подъем в присутствии командующего Черноморским флотом адмирала В.А.Касатонова. При продувке одновременно использовались 24 компрессора общей производительностью 120—150 м3 свободного воздуха в минуту). Днище линкора поднялось над водой примерно на 4 м."(Н.П.Муру. "Линейный корабль Новороссийск (уроки трагедии)"

4 мая 1957
4 мая 1957
4 мая 1957
4 мая 1957

4 мая 1957
4 мая 1957
Экспедиция особого назначения
Экспедиция особого назначения
Вид на пробоину с правого борта. Обшивка загнута внутрь корпуса. На днище Э.Е.Лейбович - с конца 1957 г. командир ЭОН
Вид на пробоину с правого борта. Обшивка загнута внутрь корпуса. На днище Э.Е.Лейбович - с конца 1957 г. командир ЭОН

Май 1957 г. Носовая часть днища
Май 1957 г. Носовая часть днища
Корма всплыла. На заднем плане компрессорная станция
Корма всплыла. На заднем плане компрессорная станция
28.05.57г. В 4 часа начался вывод линкора (7 миль за 12 часов). В 16ч.24 м его посадили на грунт в Казачьей бухте. Прохождение бонов
28.05.57г. В 4 часа начался вывод линкора (7 миль за 12 часов). В 16ч.24 м его посадили на грунт в Казачьей бухте. Прохождение бонов

Поднятый линкор положен на грунт в Казачьей бухте. Рефулер намывает песок под борта линкора
Поднятый линкор положен на грунт в Казачьей бухте. Рефулер намывает песок под борта линкора












Буксировка
Буксировка




Крайний справа Филипенко В.В., Яковлева Александра Антоновича на фото нет
Крайний справа Филипенко В.В., Яковлева Александра Антоновича на фото нет



Н.П.Чикер, В.Г.Власов, Н.П.Муру
Н.П.Чикер, В.Г.Власов, Н.П.Муру



Казачья
Казачья

Казачья
Казачья
слева направо - Фельд Эдуард Васильевич, я, Матющенко Генадий, нижний ряд – Коган Борис, Сорокващин Алексей Егорович – капитан в/2 20295, Харичев Алексей.
слева направо - Фельд Эдуард Васильевич, я, Матющенко Генадий, нижний ряд – Коган Борис, Сорокващин Алексей Егорович – капитан в/2 20295, Харичев Алексей.
мичман Анжеуров Иван Максимович и подполковник Майданский – зам. командира в/2 20295 (экспедиция особого назначения – 35 ЭОН-35)
мичман Анжеуров Иван Максимович и подполковник Майданский – зам. командира в/2 20295 (экспедиция особого назначения – 35 ЭОН-35)

модель л-ра "Новороссийск", поднятая в 1957г.
модель л-ра "Новороссийск", поднятая в 1957г.
Части поднятого линкора. Хорошо видны надписи на итальянском.
Части поднятого линкора. Хорошо видны надписи на итальянском.
Итальянские таблички с поднятого линкора
Итальянские таблички с поднятого линкора

Итальянские детали линкора
Итальянские детали линкора
Табличка с орудийной башни линкора (хранится в музее Михайловской батареи
Табличка с орудийной башни линкора (хранится в музее Михайловской батареи
Самодельный памятный знак
Самодельный памятный знак


Вернуться

Другие фотоальбомы:

x

Нашли ошибку?

Если вы нашли на сайте ошибку/опечатку, или хотите дополнить список моряков или сайт какой-либо информацией, пожалуйста заполните указанную форму:


 
заполняйте все поля, пожалуйста