Главная  /  Личный состав  /  Шведов Борис Дмитриевич

Шведов Борис Дмитриевич

Линкор "Новороссийск"
Подразделение:

ЭТД

Должность:

электрик

Звание:

матрос

Погиб
Тульская обл., г. Белев
Призван Белевским РВК в 1955 г.
1935 г.р.
Похоронен на Братском кладбище
Награжден орденом Мужества
Внучка - композитор
18 мая 2019 года в 17:00 в Московском Доме Звукозаписи оркестр «Новая Россия» под управлением Ю. Башмета исполнит симфоническую повесть в шести частях «Линкор Новороссийск» Автор Алина Небыкова. 

Историческая основа сочинения «Линкор «Новороссийск» - самая масштабная катастрофа послевоенных лет в истории Советского военно-морского флота, когда осенью 1955 года в бухте Севастополя после взрыва затонул линейный корабль «Новороссийск», в результате чего погибло более 600 человек.

Выбор данной темы для автора не случаен. При взрыве на «Новороссийске» погиб близкий родственник автора по материнской линии –Шведов Борис Дмитриевич.

Линкор был спущен на воду в1911 году под названием «ДжулиоЧезаре» (ЮлийЦезарь) и до 1948 года принадлежал Итальянскому флоту.  Италией, воевавшей на стороне Германии,  после проведения капитального ремонта, линкор был передан СССР в счет репарации. Корабль стал ходить под советским флагом под названием «Новороссийск».

Личный состав линкора составлял 1462 человека.

По рассказам очевидцев, вечером28 октября1955 года, после выполнения очередного задания, линкор «Новороссийск» пришвартовался на свое постоянное место в Севастопольской бухте, у бочки № 3, напротив Морского госпиталя, в ста десяти метрах от берега.

Многие офицеры и матросы сошли на берег в увольнение, в этот вечер должен был состояться товарищеский матч по футболу, в котором принимали участие офицеры и матросы с «Новороссийска» и других кораблей. Борис должен был судить этот матч, но по какой-то причине все расстроилось, и он остался на корабле, заступив на вахту в носовой части корабля в 24.00.

В 1 час 30 минут 29 октября в носовой части корабля прогремел взрыв.

По официальной версии взрыв произошел в результате столкновения корабля с донной миной (2 минами), установленными немцами во время Великой Отечественной войны в 1944 году при отходе из Севастополя.

Также рассматривалась версия о диверсии,  совершенной итальянцамипод руководством князя Валерио Боргезе, который поклялся, что линкор не будет ходить под советским флагом. Она основывается на том, что при проведении ремонта судна, до его передачи СССР,  в носовой части корабля  итальянцы заложили двойную переборку, куда был заложен заряд, который должен был сдетонировать от взрыва часовой мины, прикрепленной впоследствии на днище корабля итальянскими пловцами-водолазами, проникшими тайно в Севастопольскую бухту. Не исключалось также и то, что заложенный в переборку заряд мог сдетонировать и от случайного взрыва немецких донных мин, которые потревожил линкор при неудачной швартовке.

Корабль был пробит взрывами насквозь, в виде латинской буквы L.  Причем,  пробоина в днище не совпадала по размеру с пробоиной на палубе. Размер пробоины составил 150 кв.м.  Глухая переборка, где, возможно,  был заложен заряд, имела свежие следы сварки, но при приемке корабля этому никто не придал значения, т.к. переборка изначально была предусмотрена конструкцией корабля и значилась на чертежах. Указанная переборка находилась в районе артиллерийских погребов, которые каким-то чудом не взорвались, если бы это произошло,  жертв было бы значительно больше, может быть, на это и рассчитывали диверсанты.  

В момент взрыва погибло, приблизительно 150 человек и столько же было ранено. Линкор пытались отбуксировать на мелководье, но командующий флотом вице-адмирал В. А. Пархоменко приостановил начатую буксировку. Никто даже не мог предположить, что корабль длиною 186,4 метра и шириной 28,6 метра, может полностью затонуть, ведь глубина бухты в этой точке, судя по картам, была всего 18 метров.      

Началась борьба за живучесть(непотопляемость) корабля, чему предписывал следовать морской Устав. Поступила команда задраить люки. Остальной личный состав, который не принимал участие в обеспечении жизнедеятельности корабля, был выстроен на палубе. Не сразу командование позволило и эвакуировать не занятых в спасательных работах моряков, которых на юте скопилось до 1000 человек. Когда решение об эвакуации было принято, крен корабля начал стремительно нарастать. В 4 часа 14 минут линкор лёг на левый борт и через мгновение уткнулся мачтами в грунт, обнажив огромные винты. В 22 часа корпус полностью исчез под водой и пошел ко дну.

По расчетам командования, линкор не должен был затонуть полностью, т.к. поданным глубинных промеров, глубина в районе стоянки «Новороссийска» была 17-18 метров, но данный вывод был ошибочным. Глубина была 57 –58 метров, достигнувдна,  утром 30 октября,  линкор скрылся из виду. Когда после аварии были сделаны замеры глубины, оказалось, чтоб достичь твердого грунта, надо преодолеть еще 40 метров вязкого ила.

Всего погибло 617 человек.

Севастопольцы, наблюдавшие эту трагедию с берега, несколько дней слышали стуки, раздававшиеся из затонувшего корабля, это стучали заживо погребенные офицеры и матросы, они надеялись на спасение. Водолазы, осматривавшие линкор и собиравшие утопленников, также рассказывали, что еще 3 дня после взрыва внутри корабля раздавались стуки,  и слышалась песня«Варяг». 1 ноября звуки прекратились.

Многих стоявшихпалубе в момент резкого крена судна сбросило в море,  затянуло в огромную воронку. Многие получили травмы от падения на них техники и другого оборудования, находящегося на корабле. Те, кто смогли доплыть до берега, сорвав с себя бушлат и ботинки, тянувшие на дно, падали замертво от пережитого шока. Некоторые водолазы тронулись рассудком, почти все стали седыми.

Недели две всплывшие трупы грузили на самоходную баржу, когда она наполнялась, останки свозили в огромную братскую могилу,  выкопанную бульдозерами на территории старого кладбища, расположенного на Северной стороне города Севастополя.

Незначительная часть погибших от взрыва на линкоре, в основном офицерский состав, был захоронен на кладбище Коммунаров, расположенном в центральной части города.

Взрыв на линкоре «Новороссийск»бал засекречен.  Только в мае 1988 года в газете «Правда»появилась первая публикация на эту тему.

Все погибшие были посмертно представлены к различным правительственным наградам, но наградные листы были засекречены. Родственникам погибших, спустя десятилетия, были вручены награды, но об этом узнали немногие, вручено не более150 наград.

Матрос с линкора, который призывался вместе с Борисом из Белева в армию, и чудом выживший, спустя некоторое время рассказал родителям, что их сын погиб в первую минуту от взрыва, т.к. стоял в карауле на носу корабля. 

Мы с семьей несколько раз ездили в Крым, и добирались на экскурсионных автобусах до Севастополя, даже когда он был еще закрытым городом. Целью таких поездок было узнать место захоронения Бориса, но так как эта тема была закрыта,  никто не мог ничего толком рассказать. Только в 1997 году мы попали на Братское кладбище Северной стороны Севастополя. Там уже были установлены мемориальные доски с фамилиями всех погибших матросов на линкоре «Новороссийск»и среди 617 фамилий, фамилия моего дедушки ШВЕДОВА БОРИСА ДМИТРИЕВИЧА. Мы нашли его.

Небыкова Алина, май 2019


Шведов Борис Дмитриевич матрос
x

Нашли ошибку?

Если вы нашли на сайте ошибку/опечатку, или хотите дополнить список моряков или сайт какой-либо информацией, пожалуйста заполните указанную форму:


 
заполняйте все поля, пожалуйста