Подъем линкора в Севастопольской бухте
29 октября 1955 года на линкоре «Новороссийск» случилась беда во время стоянки у пирса. Часть экипажа сошла на берег, на борту осталось 1600 человек. Около 01:00 ночи всех разбудил мощный толчок, встряхнувший весь корабль, вызванный взрывом в его носовой части. С соседних крейсеров была замечена световая вспышка.
В результате взрыва на борту линкора "Новороссийск" вышла из строя электростанция и была разрушена носовая группа дизель-генераторов, соответственно стала непригодной громкоговорящая связь. Началось быстрое поступление воды на борт, с которым самоотверженно боролся личный состав боевых постов и корабельных аварийных расчетов. Дифферент на нос продолжал нарастать. Вода все дальше распространялась по палубе корабля, несмотря на все усилия экипажа. И когда крен достиг 20 градусов, морское судно стремительно повалилось на левый борт и опрокинулось вверх килем. Над водой осталась кормовая часть днища длиной около 110 метров. Это произошло через 2 часа 44 минуты после взрыва.
Стоящий на бочке корабль решили оттаскивать буксирами, естественно сделать этого не удалось. К линкору подошли спасательные катера, но на них сошла лишь небольшая часть экипажа.
К утру 30 октября линкор «Новороссийск» затонул, оставшиеся внутри корабля матросы отчаянно стучали металлическими предметами по бортам, подавая о себе весть. Водолазы перестали слышать их стуки только 1 ноября. В последние минуты перед гибелью линкора «Новороссийск» было слышно, как находившиеся внутри пели «Варяг». Так закончилась трагедия, унесшая 621 жизнь советских моряков.
К утру 30 октября линкор «Новороссийск» затонул, оставшиеся внутри корабля матросы отчаянно стучали металлическими предметами по бортам, подавая о себе весть. Водолазы перестали слышать их стуки только 1 ноября. В последние минуты перед гибелью линкора «Новороссийск» было слышно, как находившиеся внутри пели «Варяг». Так закончилась трагедия, унесшая 621 жизнь советских моряков.


Экспедиция особого назначения

Вид на пробоину с правого борта. Обшивка загнута внутрь корпуса. На днище Э.Е.Лейбович - с конца 1957 г. командир ЭОН

Май 1957 г. Носовая часть днища

Корма всплыла. На заднем плане компрессорная станция

28.05.57г. В 4 часа начался вывод линкора (7 миль за 12 часов). В 16ч.24 м его посадили на грунт в Казачьей бухте. Прохождение бонов

Поднятый линкор положен на грунт в Казачьей бухте. Рефулер намывает песок под борта линкора













Крайний справа Филипенко В.В., Яковлева Александра Антоновича на фото нет



Н.П.Чикер, В.Г.Власов, Н.П.Муру


модель л-ра "Новороссийск", поднятая в 1957г.

Части поднятого линкора. Хорошо видны надписи на итальянском.

Итальянские таблички с поднятого линкора

Итальянские детали линкора

Табличка с орудийной башни линкора (хранится в семье О.В.Матусевич)

Самодельный памятный знак
Вернуться